Новости

Рэнкинг благотворительных организаций РФ: прямая речь. Интервью Елены Альшанской

Рэнкинг благотворительных организаций РФ: прямая речь. Интервью Елены Альшанской

Рэнкинг благотворительных организаций РФ публикует интервью с Еленой Альшанской, президентом Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Интервью выходит в рамках совместного проекта Рэнкинга БО РФ и фонда «Абсолют-Помощь» про НКО, работающие в сфере помощи детям и молодым взрослым. Недавняя подборка в рамках этого проекта была посвящена благотворительным организациям, оказывающим помощь детям-сиротам. Подробнее о подборке здесь.

Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» занял четвертое место в нашей подборке. Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» появился в 2007 году. За это время он прошел путь от небольшого движения добровольцев, которые привозили детям памперсы в больницы, до профессиональной организации. Сегодня фонд помогает семьям, у которых отбирают детей или которые отказались на грани отказа от ребенка, ищет детям-сиротам приемных родителей и поддерживает их, помогает ребятам в больницах и детских домах, работает над изменениями в законодательстве.

Делимся комментариями Елены Альшанской о работе фонда, развитии сферы помощи сиротам в стране и отношении к рэнкингу.

Расскажите, как фонд выстраивает доверительные отношения с донорами и партнерами?
Прозрачность организации - это своего рода визитная карточка, необходимая для составления первого впечатления об организации как о партнере.

Работа с донорами и партнерами – это, как правило, длительный, трудоемкий и очень кропотливый процесс. После знакомства с ценностями компании и ожиданиями партнера выстраивается такой формат сотрудничества, который был бы интересен партнеру и полезен для благополучателей. Найти такой компромисс не всегда легко и часто задача фандрайзера - придумать креативное решение, которое заинтересует донора. Очень важно постоянно быть на связи, гибко реагировать на вопросы и запросы партнера, всегда держать в курсе деятельности проекта, новостей благополучателей. И, конечно, после реализации совместного проекта очень важная составляющая - это отчетность – как содержательная, так и финансовая.

Как вы оцениваете развитие сферы помощи сиротам? Какие проблемы есть в секторе?
Если смотреть на ситуацию в секторе сегодня и 10 лет тому назад, то мы увидим большую разницу, сектор профессионализировался, все больше развития получают проекты направленные на решение проблем – на профилактику социального сиротства, работу с кровной семьей, на развитие профессиональных сервисов сопровождения семей, кровных и замещающих (приемных, усыновителей, опекунов). Появляются исследовательские проекты, проекты связанные с оценкой социального воздействия, с попыткой описать и оценить эффект социальных практик. Все больше понимания, что разовые мероприятия и материальная помощь не несут решения проблем.

Рост этот хорошо заметен ретроспективно, но если смотреть из точки здесь и сейчас, то, к сожалению, видишь, что количественно все еще преобладают разовые проекты: подарки, мастер-классы, экскурсии. Иногда мы видим перекос у наших самых продвинутых партнеров в противоположном направлении, когда ресурсы тратятся на поддержку исключительно распространения или описания опыта. А поддержка непосредственной рутинной социальной работы руками с клиентом – начинает провисать.

Государственная система тоже меняется, но меняется медленно. И если с точки зрения семейного устройства или работы детских домов за последние 15 лет законодательство менялось, то системы сопровождения кровных семей, индивидуальной, системной, так и не появилось.

Как Вы считаете, по каким факторам жертвователи выбирают благотворительную организацию, которой они помогут?
В первую очередь это совпадение ценностей компании и организации. Далее учитывается опыт работы благотворительной организации, позиционирование миссии и деятельности в СМИ. Конечно, очень важна открытость (в том числе финансовая) организации, а для проектов, связанных с вовлечением сотрудников, – интересные новые варианты участия и готовность к поиску новых решений: приемлемых для сотрудников и важных для благополучателей.


Как Вы считаете, как рэнкинг может повлиять на сектор?
Рэнкинг – это очень полезный инструмент, он несомненно помогает сектору стать более прозрачным и ответственным! Но очень важно понимать, что в данное время речь идет исключительно о прозрачности и открытости организации. Это очень важные факторы, которые, несомненно, играют решающую роль при выборе партнеров. Однако надо понимать, что они напрямую не связаны с содержательной деятельностью организации. То есть можно абсолютно прозрачно заниматься отправкой подарков в детские дома, что не только не имеет никакого смысла, но даже вредно (как свидетельствует огромный опыт у НКО). Поэтому я думаю, что в идеальном случае необходимо сочетание высоких оценок как в рэнкинге по открытости и прозрачности, так и в каком-то рейтинге, призванном оценить социальный эффект деятельности организации. В последнее время на эту тему ведется много исследований и достигнуты определенные успехи, но создать четкую систему, позволяющую однозначно оценивать эффект разных аспектов деятельности с точки зрения социального эффекта, пока не удалось и в целом это задача очень не простая и не линейная.

Мы выражаем огромную благодарность Елене Альшанской и фонду «Волонтеры в помощь детям-сиротам» за развернутые и интересные ответы на наши вопросы! Ознакомиться с деятельностью БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» предлагаем на сайте https://otkazniki.ru/.      

Автором и оператором Рэнкинга благотворительных организаций РФ является благотворительный фонд «Социальный навигатор». Рэнкинг осуществляется при поддержке благотворительных фондов «Абсолют-Помощь» и «Искусство, наука и спорт».
Made on
Tilda