Новости

Начало нового исследования «Цифровизация некоммерческого сектора: готовность, барьеры и эффекты»

Цифровизация НКО
Исследование проводится Центром оценки общественных инициатив ИППИ НИУ ВШЭ при поддержке программы «Центр развития филантропии» Благотворительного фонда Владимира Потанина и в партнерстве с Благотворительным фондом поддержки и развития социальных программ «Социальный навигатор».

Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Сегодня в России, согласно данным Евромонитора за 2019 г., 83% россиян имеют доступ к интернету (16 место в мире), 63% пользуются мобильным интернетом со смартфона (22 место в мире), 38% пользуются интернет-банкингом (27 место в мире) и 22% совершают онлайн покупки и заказывают товары через интернет (20 место в мире). Перед НКО поставлена задача соответствовать современным тенденциям и внедрять цифровизацию в свои организации, чтобы оставаться на плаву и быть конкурентоспособными.
НКО постепенно внедряют в свою жизнь цифровизацию, но на фоне государственного и коммерческого сектора все равно являются отстающими. На данный момент большинство некоммерческих организаций находится на первой стадии внедрения цифровых технологий в жизнь: они ведут сайты, социальные сети, использование облачных программ и общения через мессенджеры. Но для полной цифровизации необходимо не только использовать отдельные технологии, но и перестраивать рабочие процессы в логике цифровых решений для управления организацией в целом. Имеются в виду системы отслеживания и управления финансовыми потоками, закупками, агрегирование и использование данных по донорам, благополучателям и другим стейкхолдерам. Активно внедряются цифровые технологии в НКО в сфере коммуникаций и фандрайзинга, но если говорить о комплексном применении цифровых технологий, то они встречаются гораздо реже.

Результаты британского исследования Charity Digital Skills Report и российского Фонда “Истоки” сходятся в том, что барьерами для цифровизации служат: (1) недостаток финансовых ресурсов для использования технологий, мониторинга и перестройки управления организацией, (2) недостаток конкретных навыков и знаний, невысокий уровень цифровой грамотности сотрудников, (3) организационная культура и традиционная структура организации, недостаточно гибкие и открытые для перестройки и интеграции повседневных рабочих процессов в цифровой логике, (4) отсутствие понимания, для чего нужна цифровая трансформация в организации и как она повлияет на работу в будущем - отсутствие стратегии, целей и KPI цифровой трансформации, понимания, как цифровые решения будут синхронизированы с уже существующими системами и ИТ-архитектурой.

В России тема цифровизации некоммерческого сектора крайне мало изучена и только входит в исследовательское поле. Не смотря на это, за последний год появился ряд исследований и обзоров, ставящих целью изучение степени применения цифровых технологий в деятельности НКО и благотворительных организаций, а также перспектив их внедрения в будущем.

Имеющиеся исследования используют методологию онлайн опроса, что, с одной стороны, при корректной и обоснованной выборке, дает возможность количественно замерить текущее состояние и распространенность применения тех или иных практик, а с другой - не позволяет глубже понять реальные стимулы и барьеры цифровизации некоммерческого сектора. Такие комплексные данные необходимы для разработки обоснованных стратегий цифровизации некоммерческого сектора и создания собственных российских консалтинговых и образовательных сервисов, сопровождающих цифровую трансформацию НКО. 

Целью исследования является выявление практик применения цифровых технологий и основных барьеров цифровизации российских НКО. 
Для достижения данной цели будут решены следующие пять основных задач:
1.    сформировать реестр практик цифровизации среди российских НКО и оценить уровень их распространенности,
2.    выявить основные барьеры внедрения цифровых технологий и их интеграции в рабочие процессы в НКО, в т.ч. с точки зрения цифровой компетенции сотрудников и ресурсных возможностей НКО,
3.    определить наличие и характер эффектов от практик цифровизации на отдельные стороны работы организации,
4.    установить влияние распространения коронавируса на цифровизацию НКО,
5.    сформировать перечень лучших практик применения цифровых технологий в работе НКО (в т.ч. в разрезе размера организаций и направлений их деятельности) и разработать рекомендации по цифровизации некоммерческого сектора.
В рамках исследования будут проведены 40 полуструктурированных интервью с представителями НКО и экспертами, а также онлайн-опрос НКО (не менее 300 респондентов). Комбинация данных интервью и данных онлайн-опроса позволит глубже понять реальную готовность и барьеры НКО в процессе цифровизации, а также осуществить замер распространенности различных практик применения цифровых технологий.

Начало сбора данных запланировано на ноябрь 2020 г., полные результаты исследования будут представлены в марте 2021 г.

Made on
Tilda