Новости

Этический клуб: итоги заключительного заседания сезона-2022

Этика НКО
7 июля прошла заключительная встреча этого сезона Этического клуба «Так ли просто помогать, как обещает реклама? Разве помощь не очевидно полезна?».

В дискуссии принимали участие эксперты сферы профессиональной помощи:
  • Ольга Шалковская – социальный работник и преподаватель социальной работы, Master of science in Practical Social Work (University of Manchester). Работает в БФ «Жизненный путь», Свято-Филаретовский православно-христианский институт;
  • Лиля Брайнис – социальный психолог и педагог, директор БФ «Шалаш»;
  • Ирина Ерза - Благотворительный фонд развития филантропии;
  • Алена Синкевич – психолог, психотерапевт. С 2013 года руководит проектом, помогающим приемным семьям, которые воспитывают детей с ОВЗ, в БФ "Волонтеры в помощь детям-сиротам". Работает в сфере семейного устройства с 1992 года.

В обсуждении также активно принимали участие специалисты из различных НКО по всей стране, подключившиеся по Zoom. В частности, благодаря вопросам от слушателей мы обсудили вопрос этического кодекса для «помогающих» организаций – на данный момент этические кодексы есть у небольшого количества благотворительных организаций, потому что этика пока что не является объектом серьезной рефлексии сектора. На кого ориентироваться в таком случае? Татьяна Задирако рассказала, что ценности прописаны у фондов «Дети наши» и «Нужна помощь», а кодексы этичного поведения есть у фонда Владимира Потанина и фонда CSS. Эксперты подчеркнули нужность и важность создания этических кодексов, которые могли бы регулировать поведение акторов в сфере профессиональной помощи, а также они могли бы помочь формировать правильные ожидания у доноров. Кроме этого, наличие правил работы обеспечивает безопасность и для получателей помощи, и для тех, кто эту помощь оказывает.

Мы обсудили и темы взаимодействия с донорами и благополучателями, а также этики сбора обратной связи от получателей помощи и предоставления этой информации донорам – это всегда должно быть добровольно и не должно вредить благополучателям.
Поговорили о дилеммах распределения ограниченных ресурсов помощи и оказании помощи не по своему профилю, если доноры или благополучатели просят помочь «с чем-то еще», что напрямую не входит в спектр направлений помощи фонда. Отвечать на эти вопросы сложно, но в целом нужно учитывать, что как бы ни хотелось помогать, нужно держать фокус на своей нише, иначе миссия фонда будет размываться, а качество помощи снижаться.

А в вопросе пиара наши эксперты полностью сошлись во мнении, что для благотворительных организаций недопустимы манипулятивная реклама и спекулирующий на боли благополучателей пиар. Любое публичное высказывание о благополучателе должно быть уважительным, благотворительные организации не должны оправдывать манипулятивные просьбы о помощи высшей «благой» целью.

А также мы обсудили:
  • Что это часть профессионализма – признавать, что ты не всемогущ, и честно говорить благополучателям, с чем вы можете помочь, а с чем нет.
  • Кто и как определяет, что необходимо благополучателю, если он не может выразить свою волю? Как принимать решения в ситуациях, когда решение взрослого и больного ребенка не совпадают? Это должно становиться темой обсуждений.
  • Почему до сих пор жива тема, что помогать – это просто и быстро?
  • Третьему сектору не хватает профессиональных знаний?
  • Нужно быть честными с собой по вопросу силы влияния на жизнь благополучателя и не переоценивать свои возможности.  
  • Как говорить донорам, что на самом деле эффективность помощи невысока, но это нормально? Боязнь сказать настоящую статистику приводит к тому, что для доноров ее делают более «красивой», чем она есть на самом деле, чтобы их не разочаровывать и продолжать получать финансирование. Другой проблемой является получение финансирования после решения острой проблемы, но остаются долгоиграющие программы помощи, на которые получить поддержку от доноров сложнее. Все это приводит к вопросу/задаче управления ожиданиями доноров.  

Мы предлагаем посмотреть полную запись обсуждения по ссылке.

Мы выражаем огромную благодарность нашим экспертам Ольге Шалковской, Лиле Брайнис, Алене Синкевич, Ирине Ерзе за интереснейшую дискуссию! Мы также благодарим всех, кто присоединился к нашей встрече онлайн и активно включился в обсуждение проблем профессиональной помощи.

Отдельную благодарность мы выражаем центру «Благосфера» за предоставление площадки и великолепное техническое сопровождение встречи Этического клуба.
Made on
Tilda